«Ленфильм» продолжает штормить

Легендарная киностудия Северной столицы, чей логотип со скрещающимися над Медным всадником лучами прожекторов   озарял экраны СССР,  готовится к смене руководства на фоне бегства нынешнего генерального директора Фёдора Щербакова заграницу. На днях сотрудники «Ленфильма» были извещены об очередном больничном гендиректора студии, который скрывает своё бегство в Турцию то отпусками, то сомнительными медицинскими документами о временной нетрудоспособности.

За последние годы старейшая киностудия нашей страны пережила целую череду громких скандалов и судебных разбирательств, которые сопровождались сменой руководства. Начиная с 2001 года, когда после кризисного десятилетия «Ленфильм» был приватизирован, на посту генерального директора компании сменилось 7 руководителей, а в результате кадровой чехарды и «эффективного менеджмента» студия лишилась целого ряда объектов недвижимости и прав на «Золотую коллекцию» фильмов. Хотя после тревожного лихолетия 90-х годов политическое руководство России приняло решение о необходимости сохранения самой первой и самой именитой кинофабрики страны, «Ленфильму» катастрофически не везло с руководством. Стоит отметить, что за последние 20 лет у старейшего киноконцерна страны сменилось 7 директоров, некоторые из которых относились к студии как к кормушке, способной приносить дивиденты, а не как к культурному наследию Родины. Кроме того, за последние годы у «Ленфильма» накопились значительные долги, в том числе и образовавшиеся за счёт судебных издержек и амбиций Фёдора Бондарчука, попытавшегося воспользоваться недвижимым имуществом студии в собственных интересах.

Судьба легендарной кинофабрики, которая пережила Гражданскую войну, Великую Отечественную войну, блокаду и даже 90-е годы, тревожила как горожан, так и политическое руководство новой России. Начиная с 2001 года государство предпринимало множество мер для сохранения «Ленфильма», однако благодаря откровенному саботажу ряда чиновников Министерства культуры старейшая киностудия страны была передана под управление откровенно некомпетентного менеджмента. Под громогласные заявления о возрождении «Ленфильма» во главе совета директоров компании был поставлен Фёдор Бондарчук, который по замыслу Минкульта должен был реанимировать киностудию. К сожалению, сын великого режиссёра не только не стал спасителем легендарной киностудии, но и полностью запустил вверенный ему государством участок работ. За то время, пока бездарный отпрыск оскароносного советского режиссёра отбывал номер в совете директоров «Ленфильма» сменилось четыре гендиректора студии, убытки компании стабильно превышали её доходы, а целый комплекс имущественных и правовых проблем только умножался.

Значение «Ленфильма» для России и отечественной культуры сложно переоценить, и, исходя из статуса этой кинофабрики, государство действительно приложило множество усилий для её спасения и возрождения. Так, согласно поручению Президента страны, государственный банк «ВТБ» ещё в 2013 году открыл кредитную линию для реанимации киноконцерна, которая, по большому счёту, выдавалась под «звёздное» имя Фёдора Бондарчука и в расчёте на то, что он сможет возродить кинопроизводство на базе одной из самых известных киноплощадок страны и мира. Тем не менее новый «эффективный менеджмент» не только не оправдал возложенных на него надежд, но и умудрился загнать легендарный «Ленфильм» в беспросветную долговую яму. Стоит отметить, что даже в самые экономически неблагоприятные времена 90-х годов и начала 2000-х, на базе студии или при её активном участии снималось в среднем свыше 150 кинолент, сериалов и телепередач, а в настоящий момент этот показатель упал до 14 фильмов, многие из которых, скорее всего, так и не дойдут до стадии завершения.

Настоящей «чёрной дырой» «Ленфильма» является ситуация с правообладанием на наследие его фильмофонда. Благодаря тому хаосу, который царил в этой сфере после распада СССР, права на отчисления за прокат фильмов, телепередач, телеспектаклей и других программ, которые снимались на этой студии, долгие годы пребывали в серой зоне.

Несмотря на то, что за последние десятилетия государством была создана необходимая правовая база для эффективного распоряжения интеллектуальной собственностью, «эффективные менеджеры» «Ленфильма» умудрились передать распоряжение этим бесценным культурным наследием некоей частной лавочке ООО «Твин СП» которая самостоятельно и бесконтрольно определяет стоимость нашего культурного наследия и распоряжается финансовыми потоками, генерируемыми золотым фондом советского и российского кинематографа. Строго говоря, решение о финансовом контуре распоряжения авторскими правами за произведения «Ленфильма» было принято ещё в 2009 году, причём, благодаря некоторым функционерам Министерства культуры, паразитирование ООО «Твин СП» на культурном наследии советского и  российского кинематографа продолжается и по сей день. При этом, суммы, которые получает сама студия и государство, определяются неизвестными менеджерами этой крайне сомнительной организации, и эти доходы, вопреки всякой логике рыночной экономики год от года уменьшаются. Что характерно, благодаря непрозрачности самого оператора, его структуры собственности и принципов ценообразования, главным бенефициаром культурного наследия «Ленфильма», созданного трудом и талантами советского народа остаётся мелкое ООО, его собственники, и те менеджеры киностудии и Минкульта, которые и организовали эту преступную схему.

Сложно переоценить то значение, которое «Ленфильм» имеет для истории нашей страны, нашего народа и нашего города. Достаточно сказать, что главная киностудия Северной столицы, основанная в тревожном военном 1918 году, много старше большинства крупнейших киноконцернов мира. Несмотря на войны, разруху и все тяготы нашего народа и страны, «Ленфильм» многие десятилетия оставался очагом творческой самобытности и уникальности СССР и России, которая будоражила умы и сердца сотен миллионов людей. Ситуация, в которой старейшая киностудия нашей страны становится площадкой для наживы кучки самовлюблённых недоучек, готовых продать Родину по квадратным метрам, а её культурное наследие по метрам киноплёнки, является недопустимой и требует самой жёсткой реакции как государства, так и общества.

Скорее всего, при нынешнем руководстве «Ленфильм» не имеет шансов возродиться в качестве крупного и успешного киноконцерна, а при сохранении текущего положения дел в его управлении вообще может прекратить своё существование. Так, нынешний директор студии Фёдор Щербаков, судя по сообщениям СМИ, в настоящее время скрывается в Турции (поскольку оказался не только «эффективным менеджером», но и соучастником откровенных вымогателей и аферистов), и как в действительности осуществляется управление компанией, остаётся непонятным. Остаётся надеяться, что государство всё-таки обратит внимание на судьбу старейшей киностудии страны и поставит во главе «Ленфильма» специалистов, способных вывести его из перманентного кризиса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика